Как я не стал Буддой...

ТриМира- Клуб Активного Отдыха

Как я не стал Буддой...

Впервые слово «випассана» я услышал в Индии на Гоа. Случилось это примерно на второй месяц моего пребывания в этих прекрасных краях. Услышал несколько раз от разных людей. Общий смысл был в том, что нет причин не проходить этот ретрит. Итак, постепенно было принято решение, что и мне стоит попробовать пройти этот курс медитации. Пробыть в Индии так долго и не попробовать чего-нибудь «эдакого» местного в давным-давно просветленной стране? 
Те, кто знают меня достаточно давно, уже привыкли к тому, что я периодически пробую на себе разные такие штуки. Различные тантры, духовные и эзотерические практики и т.д. В этот раз все немного по-другому. Поэтому расскажу немного о том, что же такое «випассана». Кто захочет узнать подробнее об этой технике медитации могут легко все нагуглить или даже самостоятельно пройти этот курс. Ведь знать что-то это лишь полшага – весь шаг это испробовать это на себе, получить собственный опыт, самостоятельно пережить это. Кстати, это был один из постулатов «випассаны». Но обо всем по порядку.

Вся эзотерика випассаны заключается в том, что 25 веков назад эту технику миру вновь вернул тот самый Будда. Ну или кого принято считать тем самым. Один из самых известных Просветленных Индии Готтама Будда жил 2500 лет назад и к своему просветлению шел 35 лет, до того момента как на него сошло озарение под деревом. На своем пути он перепробовал много существовавших тогда техник контроля ума. Но во всех них он не находил самой важной части – как же вычищать ум, как освобождать его от загрязнений, от комплексов, от различных блоков, которые мешают жить в равновесии с самим собой и окружающим миром. Как же избавить себя от страданий, от негативных реакций, от влечений. И вот он нашел, или его нашла, техника випассана. 

Сама техника не имеет ничего общего с какой-либо религией, сектой или определенным духовным путем. Она полностью научна. Практиковать випассану могут абсолютно все. И индусы, и русские, и американцы с мексиканцами. И индуисты, и христиане, и мусульмане, и, даже представьте себе, атеисты. Никаких ограничений. И при этом, конечно же, никто не заставляет вас отрекаться от ваших верований и убеждений. 
Все из нас, кто учился в университете, или даже школе, знают такой научный метод исследования как наблюдение. Вот и випассана и есть чистое наблюдение. Но только не внешнего мира, а самого себя. Как же редко мы обращаем свое внимание не на внешний мир, а на свой внутренний. Так ли часто мы смотрим внутрь себя? Как хорошо мы знаем, что творится у нас в голове хотя бы в течении пяти минут? 

Десятидневный курс медитации начинается с простого наблюдения за своим дыханием. Наблюдение ощущений в своем теле. Любых – приятных или неприятных. Вибрации, жар, холод, прикосновение одежды или воздуха к коже, почесывания, покалывания и т.д.

Сейчас, пожалуй поподробнее о курсе. Первый день с утра до вечера по 1-2 часа мы сидим и наблюдаем дыхание. Концентрация только на том, как воздух входит и выходит из носа. Никаких вербализаций или визуализаций. Т.е. не надо петь никакие мантры вслух или про себя, не надо представлять себе Ганешу, Будду или красивую девушку, которую вы случайно видели сегодня утром. Ничего – только дыхание. Попробуйте хотя бы пару минут так концентрироваться и не позволять вашему уму утаскивать вас в области мечтаний или воспоминаний. Не получается. Полминуты, минута, может быть полторы-две. И вы даже не замечаете, как ваш коварный ум вас уводит в сторону от работы с самим собой. Вы плаваете в своем океане мыслей. Они сменяют друг друга очень быстро. Или наоборот из всего потока вы выхватываете одну мысль и развиваете ее, обсасываете и обмусоливаете. Прошлое, будущее, невозможное, мечты и планы на ближайшее время и на годы вперед. И неожиданно вы вспоминаете, что вы вообще то на курсе медитации и надо срочно концентрироваться на своем дыхании. Пара минут и вы опять летите. Так проходит весь день. Сидеть становится невыносимо. Перепробованы уже все позы по несколько раз. И усидеть на небольшой подушке на полу не получается, что также отвлекает от работы, которую надо делать. Вот так начинается ваша борьба с умом, с тем кто же все-таки главный в этом теле. Некий асбтрактный ум, который растаскивает вас как в той басне. Только не в три, а в миллион сторон. Или же некий абстрактный «Вы», который заставляет работать этот же абстрактный ум работать на «Вас» и концентрироваться на том, что надо «Вам». А ноги затекают, а пятая точки начинает болеть, а время ползет очень и очень медленно. 

Второй день випассаны считается одним из самых сложных. Наш дорогой ум так привык к своей свободе и безнаказанности, что начинает сопротивляться изо всех сил и придумывает такое количество сомнений, что впору вскочить и убежать не то что с медитации, а из самой Индии... Поскорее взять такси и уехать подальше от этого центра. Кому все это надо? Бред эта ваша медитация! Хочу домой, хочу на пляж, хочу гулять и развлекаться! Тебе это не надо! Иди и живи как все нормальные люди, а не страдай этой ерундой!.. и так далее.

Второй и третий день мы начинаем наблюдать ощущения в своем теле. Точнее на очень маленьком участке тела. Нос, ноздри и небольшое пространство над верхней губой. Просто концентрируемся и смотрим, что же там происходит. Если ничего нет, то наблюдаем за дыханием. Так в этой медитации мы начинаем учиться распознавать ощущения. Ведь в нашем теле всегда что-нибудь да происходит. На любом, самом маленьком участке тела всегда есть какие-то ощущения, просто мы их еще не научились видеть, чувствовать, переживать. Так мы оттачиваем наш дорогой ум, делаем его более острым и чувствительным. А условия все те же. И даже более того – концентрироваться мешают куча постоянных отвлекающих звуков с улицы и внутри холла. Те, кто проходят эту практику не в Индии, а где-то в другом месте – счастливчики. У индусов совершенно нормальным, видимо, считается пускать газы и рыгать. Причем делают это практически все и очень часто. И вне зависимости от места, от окружающих их людей. Столовая, аллея, холл для медитации. Перед лицом учителя, над ухом иностранца, в лицо иностранцам во время прогулки по небольшой территории центра или за обедом. А когда в холле для медитации одновременно находятся шестьдесят человек, из которых всего шестеро европейцы – случаются эти неприятные неожиданности практически каждую минуту. А то и чаще. Как же это отвлекает, как это выводит из себя. Привыкнуть к этому я смог только день на седьмой. Или же это возможно были первые итоги моей работы? Но могу определенно сказать, что это как раз стало одной из причин моих двух тихих истерик на четвертый и пятый дни. И тут ум начинает новый круг сомнений и уговоров для прекращения работы – уходи, это не для тебя, ты пока не готов, у тебя плохо получается концентрироваться. Посмотри на других - сидят себе с закрытыми в позе лотоса глазами и работают. Только один ты тормозишь и у тебя все плохо получается. Лучше едь на Гоа, на океан. Там намного лучше и веселее. 

Дальше идет настройка ума на ощущения. Берется еще меньший участок для наблюдения ощущений. Только пространство над верхней губой. Сиди и наблюдай ощущения. Они есть, их не может не быть. Ум все так же играет с вами в свои игры, сидеть все также невыносимо, посторонние звуки (читай индусы) все также раздражают. Но в какой то момент понимаешь, что изменения происходят. Вот уже и концентрироваться становится постепенно легче, и боль в спине и коленях периодически не беспокоит, и на окружающих отвлекаешься не так часто. Все чаще начинаешь замечать, что при полной и сильной концентрации на ощущениях весь мир отодвигается немного в сторону и кроме несильного почесывания в уголке этого маленького пространства, за которым надо наблюдать, ничего больше нет. Но как только это замечаешь и отмечаешь для самого себя весь мир тут как тут и обрушивается на вас всем своим многообразием. И опять сидишь и работаешь над тем, чтобы вернуть то состояние.

Дальше, когда мы научились различать ощущения на этом маленьком участке, переходим ко всему телу. Начинаем методично сканировать все тело от макушки до кончиков пальцев ног. Очень подробно мы концентрируемся на всех участках, по возможности как можно меньших по размеру. Далеко не везде с первого или даже со стопервого раза удается распознать и почувствовать хоть что-нибудь. Даже в конце випассаны лично у меня осталось приличное количество «слепых» зон. Вот так мы и провели остаток курса в наблюдении за ощущениями. Добавились только некоторые аспекты – симметричное наблюдение левой и правой частей тела, смена направления снизу-вверх и сверху-вниз. 

Очень помогали выживать на этом курсе ежевечерние лекции. Лекции эти читал Гоенка, который в прошлом веке вернул в Индию эту технику. Каждый раз он рассказывал и объяснял, что мы делали сегодня, что мы будем делать завтра. Он объяснял и разъяснял разнообразные моменты этой медитации и более широкого понимания этого пути. Слушали мы эти лекции в переводе на русский. Пара наших соотечественников, которые ходили на лекции на английском, говорили, что в переводе теряются некоторые моменты, вибрации исходящие от него, невербальный ряд. Но на первый раз лучше было пойти именно на лекции на русском, чтобы лучше понять, чем же мы занимаемся.

День на шестой нам ввели дополнительное условие. Трижды в день в одно и тоже время проходили часовые медитации, во время которых запрещалось двигаться и открывать глаз. Выбираешь любую позу (совершенно не обязательно сидеть в позе лотоса; главное сидеть, а не лежать), в которой чувствуешь себя наиболее комфортно и неподвижно медитируешь. Вот это была пытка. Не почесаться, не расслабить затекшие ноги, не размяться чуть-чуть, пока меняешь позу. Колени начинают болеть, спина просто адово истязает тебя. Конечно, никто стоять с палкой и следить за тобой не будет. Всю работу отдают под вашу ответственность и на ваш самоконтроль. Возникает логичный вопрос «Зачем?». Зачем нам искусственно ограничивать себя? Мы же пришли учиться медитации, а не тому, чтобы сидеть неподвижно. Причин много. Это один из инструментов контроля ума и тела, это позволяет открыть новые ощущения, это позволяет понять один из главных законов природы.

Говорят, у царя Соломона было золотое кольцо. И на нем была гравировка «Все проходит». Это и есть тот самый закон природы. Проходит все, ничто не вечно. Все это знают, но многие ли прочувствовали это на себе? Пережитый опыт позволяет это не узнать, а понять. Проходит все – и времена года, и молодость, и радость, и боль, и солнце и дождь.
В неподвижных медитациях по часу вот это понимается очень и очень сильно. Вообще, во время медитации переживаешь сначала грубые и неприятные ощущения. Ведь намного легче распознать боль в спине и коленях, неприятный зуд, который еще и перемещается по всему телу. Но во время одного этого часа понимаешь, что ведь действительно не вечно. Вот и колени не болят, вот и спина держится прямо очень легко. И в таких условиях концентрироваться намного легче и приятней. Но и это проходит и боль возвращается. Но ни в коем случае не надо огорчаться и переживать. Все проходит. 
В какой то момент медитации происходит так, что неприятных ощущений нет. Или совсем, или частично. По телу разливается приятная и легкая вибрация. Но, как говорится, мы пришли сюда не удовольствие получать, а просто наблюдать. 

«Боль? Хорошо, посмотрим сколько она продлится. Приятные ощущения? Хорошо, посмотрим сколько продлятся они».
Расскажу немного о философии випассаны. Весь смысл – это избавление от страданий. Никто же не хочет страдать. А избавившись от страданий мы достигнем Просветления. Все достаточно просто, не правда ли? Страдания это одна сторона медали. Но есть еще и привязанности, которые в свою очередь ведут к страданиям. И от них тоже надо избавляться. Например, кому то очень понравилось жить на Гоа, но случилось так, что пришлось возвращаться в холодную Россию. И начинаются страдания – как же там было хорошо, как же я хочу туда опять, но в данный момент не могу. Или – как же я хочу попробовать ту самую, настоящую пиццу из Неаполя. И дальше в том же духе. И опять страдания…

Конечно, випассана не учит жить как пассивная амеба. Она ни в коем случае не запрещает радоваться жизни. Випассана говорит только о том, что ничто не вечно. Страдания обязательно пройдут. Но и радости точно также когда-нибудь пройдут. Просто жить и радоваться жизни и каждому ее моменту, но не создавать себе каждодневных, ежеминутных привязанностей и страдать как можно меньше.

Один из важных вопросов не только випассаны, но и просто философии – эго. Что есть «Я», что такое есть «Мое». Вопрос, конечно, очень большой и обширный и, как говорится, без поллитра не разобраться. Но важно понять, что ничего «моего» на самом деле ведь нет. Да мы пользуемся этими определяющими словами, но смысл немного меняется. Не создавая самим себе привязанностей к вещам, людям, местам страдаем мы намного меньше. Ничто не вечно, и даже это самое «Я» может 
внезапно исчезнуть в одно мгновение.

Что же происходило со мной в течении этого курса. Два дня подряд, как я уже говорил, у меня случались тихие истерики минут по 15. Меня трясло, я плакал. Причины этого я наверное понял, и пусть они останутся со мной. Есть над чем работать. Однажды истерика случилась и с одним индусом. Но он сдержать себя не смог и разрыдался в голос. Причин понятное дело не знаю. Но у всех проходят различные процессы внутри и решаются многие проблемы. 

В один из дней мне в голову пришла мысль, что возможно мы все попали в некое подобие чистилища. И за эти 10 дней решается наша судьба – как отработаем в эти дни, так дальше и пойдет наша жизнь. Или обратно на Землю грешить и замаливать и отрабатывать грехи, или двигаться дальше по лестнице развития в другие миры. И мозг сразу начал и доказательства подсовывать. Был в Индии, поэтому вокруг много индусов. И большинство из них уже в возрасте. Есть небольшой процент молодежи, небольшой процент иностранцев. Но кто знает наверняка, как все происходит там после жизни. Все эти мысли были все же фантазиями, но на грани того, чтобы начать верить в них. 

Курс медитации по сути длится 9 дней. На 10-ый разрешается начать говорить, выдают обратно книги и все девайсы. И качественно работать в последний день становится очень трудно. Все начинают делиться своими ощущениями и переживаниями и работа уже не та. И вот тут же начинаются и первые испытания, проверки или назовите это как угодно.
Курс випассаны по сему миру проводится совершенно бесплатно. Проживание, питание все это время организуется на пожертвования предыдущих студентов. Вот и у нас на 10 день после выдачи всех материальных ценностей был организован сбор донейшн. Кто сколько может столько и дает. И так случилось, что подошел я туда вместе с одним нашим соотечественником, Ромой. Мужчина по непродолжительному общению в течении одного дня оказался очень интересным. Уже очень давно он приезжает в Индию каждый сезон, катается один или с друзьями на мотоциклах по глубинкам страны. Сейчас живет в США, своя киностудия (правда, что было снято у него, я не узнал). До этого работал директором ТНТ еще на заре его зарождения. Так вот подошли мы на пункт донейшн и он прямо передо мной выкладывает на стол внушительную пачку по 100 долларов. У индусов глаза немного округлились, видимо от счастья. А потом подошел я и положил 1000 рупий. Всем нам выписали какие-то квитанции, мы расписались в каких то журналах учета средств и пошли дальше. Но какой-то внутренний осадок от этого сравнения сумм донейшн все ж появился. И головой то я прекрасно понимаю, что сравнивать себя с кем бы то ни было не надо, и ситуации у всех разные, и все еще у меня будет, какие наши годы как говорится. Но человек есть человек… Одно дело понимать, что последнее это дело, а другое отделаться от этого чувства. В любом случае это лишь опять показало, что есть куда расти. А то, что не почувствовал никакой зависти к большим деньгам – уже хорошо.

Какой же итог всего этого ретрита для меня лично? Техника, конечно, безумно интересная и полезная. В последний день нам показали фильм, про то, как в тюрьмах Индии стали проводить такие курсы. Сначала для десятков человек, потом его прошли сотни и даже тысячи преступников за раз. Причем условия у них были точно такие же как и у обычных людей. То есть и медитировали они все вместе, и без каких-то кандалов для особо опасных или других ограничений. И кадры, как после курса они плачут на груди у учителя или последующие откровения о том, что они наконец поняли свои ошибки и готовы сделать все, чтобы вернуться в обычную жизнь нормальными людьми – все это по-настоящему трогает. Но что лично я? Я чувствую, что практика очень полезная, но после курса видимых изменений в себе я не заметил. Конечно, эти 10 дней не прошли даром. Какие то ответы, какие то знания я получил. Но для радикальных изменений надо, конечно, продолжать работать над собой.

Позволю себе рассказать интересный опыт моего тезки. В один из вечеров после медитации он вышел из зала немного прогуляться и полностью растворился в окружающем мире. По его словам самоидентификация или эго, или «Я» полностью ушли. Он ощущал себя в каждом дереве, растении, камне человеке или животном. Вот оно полное единение с миром и вот оно оригинальное объяснение вегетарианства – как в таком случае можно есть животных, ведь тогда ты будешь есть самого себя? Интересные ощущения, наверное.

Хочу ли я пройти этот курс еще раз? Конечно. Мне будет очень интересно сделать это когда-нибудь, но не сейчас. Возможность представится, если мне это будет необходимо. Ну а сейчас надо как то заставить себя работать над собой, что как всегда сложнее всего.

P.S. Мало кто знает, но на том кольце мудрости царя Соломона была еще одна гравировка. Периодически царь снимал его (лицо его, конечно же, сразу заметно глупело, без кольца то) и читал с внутренней стороны – «И это тоже пройдет».

 

Даниил Кортелев


ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
+7 (812) 965-44-25